13–22 августа 2019 года состоялся рейс на Северный полюс, посвященный 60-летию атомного ледокольного флота России. Семьдесят девчонок и мальчишек из 22 субъектов Российской Федерации приняли участие в этом десятидневном походе мечты. Два сотрудника Института проблем образовательной политики «Эврика» и координаторы проекта «Школа Росатома» Роман Селюков и Иван Трифонов приняли участие в этом грандиозном событии, моделируя культурно-образовательную программу на борту ледокола.Метафору «ледокол» часто применяют по отношению к людям, которые идут напролом невзирая на обстоятельства. После того как мы провели 10 дней на борту самого крупного и самого мощного в мире ледокола «50 лет Победы», появилось сомнение, что метафора вообще уместна. Конечно, мощное судно без труда раскалывает лёд толщиной до трех метров. Но делается это только тогда, когда другого варианта нет.

Когда ледокол с ребятами на борту вышел из порта Мурманска, у 70 подростков наверняка было ощущение, что они становятся частью уникального события. И это действительно так. За всю историю достигали Северного полюса на морском судне только 144 раза. Наш рейс был сто сорок пятым.

17 августа 1977 года (сорок два года назад) ледокол «Арктика» впервые достиг Северного полюса, проложив себе дорогу через бескрайние ледовые просторы. По плану нам предстояло достичь Северного полюса тоже 17 августа (так и случилось). Все эти обстоятельства говорили об уникальности предстоящего события, но образовательное событие стартовало, едва ребята ступили на палубу ледокола.

Ледокол – невероятное сооружение. Внутри мощного чуда работает атомный реактор. Есть такой мем: «Чтобы изучать ядерную физику в школе, совсем не обязательно строить при школе ядерный реактор». А тут – вот вам, пожалуйста, ядерный реактор прямо под боком. Для многих ребят это был первый опыт знакомства с ядерной энергетикой и вообще с технологиями мирного использования ядерной энергии. Были и такие, кто уже знал об атомных реакторах и мечтал об этом.

Ребят ждала разнообразная культурно-образовательная программа. Большое количество клубных пространств, которые модерировали профессионалы. Например, Виктор Боярский, заслуженный полярник России, на протяжении всего рейса рассказывал об освоении Арктики (история, уникальные места, природные объекты). Александр Горобцов, проректор Университета морского и речного флота имени адмирала Макарова, капитан дальнего плавания, проводил с детьми занятия, на которых они узнали о развитии атомного флота, типах ледоколов, их особенностях. Капитан ледокола Дмитрий Лобусов и его помощники каждый день знакомили ребят с ледоколом и особенностями профессий на борту. Продюсер проекта «10 песен атомных городов» Тимур Ведерников и победитель проекта «Танцы на ТНТ» Ильшат Шабаев дали ребятам возможность попробовать себя в музыкально-танцевальных флешмобах. Валдис Пельш познакомил юных полярников с особенностями кинодокументалистики, а народная артистка России Елена Яковлева и певица, актриса Анастасия Макеева – с особенностями актерской профессии. Была возможность у ребят и активно действовать, открывая в себе новые таланты и скрытые возможности. Ребята смело проявляли себя в «Челлендж-шоу» и песенном конкурсе «Арктиковидение», демонстрируя способность к импровизации на сцене профессиональному «звездному» жюри, участвовали в инженерно-экономической игре и Метапредметной олимпиаде «Школы Росатома» прямо на Северном полюсе.