С незапамятных времен на Руси в жизни русского народа важное место занимала особая форма творчества — «промысел» или «промыслы». Она сочетала производство повседневных предметов быта с высокохудожественными способами их изготовления и украшения. В русских промыслах отображается все многообразие исторических, духовных и культурных традиций нашего народа, некоторые из которых зародились столетия назад. Изделия русских промыслов выражают отличительные черты и неповторимость русской традиционной культуры.

К ним относят роспись посуды и других предметов быта, глиняную и деревянную игрушку, кружевоплетение, гончарное и кузнечное дело и другое.

В народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, истории народа, особом отношении к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому предметы народных промыслов являются богатейшим источником  народного и художественного развития детей.

В этом учебном году на уроках изобразительного искусства мои второклассники изучают русские народные промыслы «Золотую хохлому», «Дымковскую игрушку», «Гжель» и «Городецкую роспись». Интеграция уроков ИЗО и Технологии по программе «Перспектива» позволила расширить границы изучаемого материала. На уроках ИЗО мы изучали историю народного промысла, основные элементы росписи, а на уроках технологии изготавливали изделие и расписывали его в технике народного промысла.

Изучая тему «Золотая хохлома» ребята научились таким элементам росписи как «капелька», «листик», «завиток», «кустик», научились рисовать с помощью ватной палочки «ягодки». Итогом работы стала роспись «деревянной» ложки в технике хохломы. После урока никто из детей не хотел оставлять расписанную ложку в классе, всем хотелось забрать с собой и показать родным.

При изучении Дымковской игрушки ребята узнали историю села Дымково, о мастерицах, умеющих делать и расписывать игрушки. Яркие цвета, элементы росписи, разнообразные изделия – всем хотелось быстрее узнать, какую игрушку будем расписывать. Девочки предполагали, что «Барыню», а мальчишкам хотелось «Свистульки». Оказалось, что это будет «Лошадка». Но никто не пожалел, потому что лошадки получились у всех разные. Главное, что ребята примерили на себя роль народного мастера, создающего предмет народного творчества. После ребята узнали, что эти игрушки не стояли в сельском доме на полке, а с ними играли дети. На перемене мальчишки устроили «скачки» расписных лошадок.

На уроке отвечая на вопрос «Зачем нам в наш динамический век, век научно-технического прогресса деревянные ложки, когда есть металлические дешевые? Зачем нужны подсвечники, когда всюду есть электричество?», мы ответили, что гжельские чайники, хохломские миски, тканые полотенца, расписные городецкие хлебницы или солонки становятся украшением как сельского, так и городского жилья, отвечают нашему эстетическому чувству. В этом народном искусстве выражается потребность современных людей в красоте, приобщению к культуре своего народа.

Вот и мы совершили такое прикосновение, и оно нам понравилось. Захотелось еще узнать об истории и быте своего народа, что-то сделать своими руками.

 

Классный руководитель 2А класса

Дайбова Н.А.