Первые месяцы школьной жизни - это:

  • Новые люди. Вокруг ребенка появляется большое количество незнакомых ему людей. И детей, и взрослых. Нужно узнать и запомнить их имена. Нужно понять, что от них ожидать. Нужно понять, как с ними общаться.
  • Новое пространство. Очень важный объект - туалетная комната. Нужно научиться быстро его находить, а еще делить это приватное пространство с чужими людьми. Нужно запомнить, где находится твой класс и другие помещения, в которых проходят занятия. А еще новое пространство - новые звуки, новые запахи, новые тактильные и кинестетические ощущения.
  • Новое дело. Учеба становится основным делом первоклассника. Нужно каждый день систематически осваивать новые знания, транслируемые определенными людьми определенным способом. Сложность вызывает не столько объем информации, а ситуация, в которой этот объем транслируется.
  • Новые требования. Для того, чтобы быть успешным, нужно соответствовать новым требованиям. Часть требований предъявляются открыто, в виде школьных правил. И нужно научиться действовать в соответствии с этими правилами. А часть требований нужно понять самому, определить ожидания, которые не вербализируются, а существуют на уровне “у нас так принято”.
  • Новый режим жизни. Это не только подъем в определенное время и уроки согласно расписанию. Это необходимость управлять своими потребностями, в том числе физиологические, определенному ритму жизни. В туалет желательно сходить на перемене. Есть на уроке нельзя. Игрушки лучше оставить дома, а сейчас заняться делом.
  • Новый статус. Которого дети ждут. И надеются, что новый статус станет для них пропуском в пространство взрослой жизни. Расширит круг их возможностей.

 

Психологическое состояние первоклассника:

  • Чувство напряжения, тревоги. Так как нет четкого понимания, как устроен школьный мир, появляется тревога, напряжения. Это физиологическая готовность к быстрому защитному реагированию в неопределенной ситуации.
  • Противоречивость чувств. Позитивное и негативное переплетается в сложный “коктейль” переживаний: я, как и все пошел в школу, но мне трудно находиться там целый день, у меня новые одноклассники, но я не знаю, как себя с ними вести, у меня замечательная учительница, но я не всегда понимаю, что она от меня хочет и скучаю по воспитательнице в детском саду, у нас красивы класс, но в детском саду остались мои любимые игрушки….
  • Неуверенность. Нет понимания, как действовать, чтобы быть хорошим и принятым людьми разного возраста и разного статуса.
  • Чувство потери, лишения. Идя в школу, ребенок не осознает, что прошлая дошкольная жизнь остается в прошлом навсегда. И в какой-то момент этой прошлой жизни становится очень жаль.
  • Усталость. Адаптация - очень энергозатратный период. Для того, чтобы справиться со всем объемом задач, нужно очень много сил.

 

Как помочь:

  1. Соблюдайте режим. У ребенка должно быть достаточно времени для отдыха, восстановления сил.
  2. Откажитесь от активных видов отдыха на первые три месяца школьной жизни (праздники, застолья, шумные компании, поездки и пр.)  Праздник - тоже энергозатратное мероприятие, требующее времени для дальнейшего восстановления.  Выбирайте “тихие” виды отдыха.
  3. Помогайте ребенку понять правила, которые предъявляет школа. Проговаривайте, объясняйте, зачем они нужны, играйте в правила, напоминайте о них…
  4. Поддерживайте уважительные отношения семья- школа. Родители должны поддерживать требования, которые предъявляет учитель, школа. А школа не должна критиковать то, что транслирует семья. Для ребенка в этот период взрослые выступают гарантом его благополучия и психологической безопасности. Если в пространстве взрослых появляются споры, это повышает тревогу.  Решайте проблемы на “взрослом уровне”. 
  5. Проявляйте интерес к школьной жизни. Ребенок должен видеть, что для всей семьи — это важное событие.
  6. Не сравнивайте успехи ребенка с успехами других детей. Каждый человек уникален.
  7. Эмоционально поддерживайте ребенка. Обращайте внимание на положительные моменты, без всяких НО.

 

«Маркеры» того, что ребенок не справляется

  • Повышенная раздражительность и капризность.
  • Болезненность. ​
  • Нарушение цикла сон-бодрствование. ​
  • Постоянные жалобы на учителей, одноклассников и школьные трудности.
  • Упрямство. ​
  • Демонстрация «детского» поведения, характерного для прошлого возрастного периода (детская речь, недержание, возвращения к играм, от которых давно отказался…)

При возникновении этих симптомов ОБЯЗАТЕЛЬНО обратитесь к психологу!

 Критерии успешной адаптации

 

  • Успешное общение с другими людьми. Ученик знает имена основных педагогов и многих одноклассников (не обязательно всех). Говорит о том, что у него появились друзья. Вычленяет школьных педагогов и род их деятельности (знать имен не обязательно). Например: «Это учительница 2 класса», или «Это наш психолог».
  • ​Хорошая работоспособность: хватает сил для обучения, включения в дополнительные и досуговые мероприятия, для решения ежедневных задач.
  • Хорошая ориентация в школе: ребенок знает, где расположены: основной класс и кабинеты, в которых проходят занятия, столовая, туалет, библиотека…
  • Ориентация в циклограмме школьной жизни: знание расписания, ритма учебы и отдыха.
  • Положительная самооценка и позитивное отношение к окружающей действительности.
  • Хорошее стабильное психологическое состояние. ​ Желание ходить в школу.

 

Успешной адаптации, радости и позитива в новой, интересной школьной жизни!

 

С уважением, педагог-психолог МБОУ «Лицей № 23»

Е. В. Вильданова